Бендеры -
Город Памятник
Военно-исторический мемориальный комплекс
в Бендерах
Музейный
комплекс
"Бендерская
крепость"
|
|
В составе
России
С образованием
Бессарабской губернии Бендеры указом от 29 апреля
1818 года обьявляется уездным городом.Город
застраивается по определенному плану: на
расстоянии 500 м южнее Бендерской крепости
закладываются восемь широких улиц вдоль Днестра,
восемь - перпендикулярно. Заселение города
происходило вначале за счет гарнизона, военных
чиновников и писарей, а в последствии за счет
старообрядцев и беглых крепостных. В 1818 году в
Бендерах проживало 5,1 тысяч человек.
На месте турецких казарм в 1815 году
началось строительство Преображенского собора,
который был задуман как символ освобождения края
от турецкого ига. Главный купол собора решен в
виде шлема древнерусского война. План собора был
подготовлен членом Кишиневской духовной
дикастерии архимадритом Иоаникием. 29 сентября 1827
года высокопреосвященный Дмитрий освятил собор.
В 1826 году утверждается герб города, на котором изображены двуглавый орел и
поверженный лев, символизирующий пребывание в
Бендерах шведского короля Карла XII, бежавшего в
1709 году после поражения в Полтавской битве под
стены Бендерской крепости.
А.С.Пушкин неоднократно посещал Бендеры во время
южной ссылки в начале XIX в. В поэме "Полтава"
есть такие строки:
В стране, где мельниц ряд
крылатый
Оградой мирной обступил
Бендер пустынные раскаты,
Где бродят буйволы рогаты
Вокруг воинственных могил-
Остатки разоренной сени,
Три углубленные в земле
И мхом поросшие ступени
Гласят о шведском короле.
Он внимательно осматривал крепость,
беседовал с участником полтавской битвы
135-летним старцем Искрой, вместе с ним у села
Варница под Бендерами искал могилу Мазепы.
...И тщетно там пришелец унылый
Искал бы гетманской могилы:
Забыт Мазепа с давних пор... (Полтава)
Здесь же Пушкин встречался с
поэтом-декабристом В.Ф.Раевским.
Экономическому развитию города способствовало
строительство в 1871 году железной дороги
Тирасполь-Кишинев с мостом через Днестр. На
строительстве этой дороги было занято 1500
рабочих, из них 400 в районе Бендер. Условия труда
были крайне тяжелыми, и поэтому, доведенные до
отчаяния рабочие бендерского участка,
организовали экономическую, а затем и
политическую стачку, по поводу которой
Новороссийский и Бессарабский
генерал-губернатор в своем донесении на имя
прокурора Одесской судебной палаты отмечал:
стачка рабочих в Бендерах - "явление
совершенно новое, до сего времени
непроявлявшееся в сердце нашего рабочего
движения".
В 1877 году была построена железная дорога
Бендеры-Галац. На ее строительстве работал
инженером писатель Н.Г.Гарин-Михайловский.
В 1912 году
жители Бендер широко отметили 100-летие победы в
Отечественной войне 1812 года и присоединения
Бессарабии к России. К этой дате было приурочено
открытие памятника 55-пехотного Подольского
полка, сооруженного на средства его солдат и
офицеров. На постаменте памятника лаконичная
надпись "Доблестным предкам - потомки",
отражающая дань глубокого уважения солдатам и
офицерам старшего поколения 55-го пехотного
Подольского полка. Более ста лет дислоцировался
здесь 55-й пехотный Подольский полк. В 1806 году он
освобождал Бендеры от турецких янычар. Отсюда в
1812 году он уходил сражаться с вторгшимися в
Россию войсками Наполеона. В Крымской войне 1853-1855
годов полк мужественно защищал Севастополь. В
войне против турецких завоевателей 1877- 1878 годов,
во время штурма Пловдива, Тырнова и взятия Шипки,
многие солдаты и офицеры пали смертью храбрых.
Немало подольцев остались навечно лежать в
братских могилах на сопках Манжурии в период
русско-японской войны 1904-1905 годов.
Бендеры и
XX век |